Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Другая психология » Психологическая безопасность образовательной среды » Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Страница 5

- окружающая среда воздействует как единое целое." (М. Черноушек) [66].

Термин "перенасыщенность среды" впервые применил социолог Г. Зиммель, который на примере городской среды показал, что перенасыщенность мешает восприятию новых импульсов, распыляя силы при решении частных и мелких проблем среды. В такой ситуации включается своеобразный защитный механизм в системе восприятия - габитуация- которая приучает организм к воздействию идентичных импульсов. В перенасыщенной среде, как показал американский психолог Д.Д. Миллер, человек не воспринимает, не концентрирует, устраняет второстепенную информацию. В таком случае не исключена возможность потери важной в образовательном смысле информации. С другой стороны, наполненность среды однообразными, монотонными элементами снижает возможность определения границ восприятия. Бедная, монотонная среда не способна удовлетворить потребность в разнообразии, отсюда следует, что среда пустая и будет самой неблагоприятной. Логичным предстаёт решение субъекта покинуть неблагоприятную среду [18].

Оценивая образовательную среду как нейтральную, учащиеся подразумевают, что она на них не влияет, то есть не вызывает никакой психологической реакции, ни положительной, ни отрицательной. Такое представление кажется дискуссионным, ведь символическая и эстетическая ценность восприятия образовательной среды индивидуальна, а быстрый ритм жизни зачастую не позволяет уловить воздействие импульсов среды. Однако нам представляется, что если воздействие образовательной среды не осознаётся субъектом образовательного процесса, это может свидетельствовать о её рациональной организации, дающей простор творческому развитию индивида.

Таким образом, человек, являясь неотъемлемым компонентом образовательной среды, находится в постоянном взаимодействии с её структурными и психологическими компонентами.Образовательная среда – развивающийся пространственно - временной континуум, который аккумулирует комплекс объективных компонентов (научно-педагогические школы, людей, предметы и др. во взаимосвязи и взаимодействиях их общих и особых свойств) и субъективные характеристики участников образовательного процесса (способы межсубъектного взаимодействия, выбор переживаний, поиск смыслов).

Интегративная целостность образовательной среды учебного заведения обуславливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой (образовательной средой региона, профессиональной средой).

Страницы: 1 2 3 4 5 

Читайте также:

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
Традиционная методика этой группы — социометрический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На о ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста ...

Горе и утрата как процесс, стадии и развитие
Синдром утраты- сильные эмоции переживаемые в результате утраты значимого близкого или любимого человека, утрата может быть временной или постоянной, реальной или воображаемой, физической или психологической. Горе – это процесс при помощи ...