Символдрама. Описание метода

Страница 5

Мотив “семья животных”

Гюнтер Хорн отмечает , что этот мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я [6, 9], чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты.

Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных, как показывает приводимый пример.

Пример

Петер, 9 лет. Вытеснение агрессии проявляется у него в том, что он грызет ногти и заикается. В образе “семья животных” проявилось его эдипальное соперничество за мать [8].

Он представил себе косулю, с которой у него установился контакт и на которой он мог покататься. “И тогда косуля повезла меня к стаду, к вожаку всего стада.” Вожак - это олень. Он советуется с другими оленями и объявляет: “Да, этого (Петера) мы примем в наше стадо.”

Спустя короткое время Петер представляет себе, как олень услышал вдруг зов другого, более молодого оленя. Они начинают биться в поединке за “потомство, которое они получили тут от мамы.” Они ожесточенно сцепились своими рогами и продолжают некоторое время бороться друг с другом.

На вопрос психотерапевта: “Что ты чувствуешь, когда смотришь на это?”, - Петер говорит: “Вообще-то, я бы не сказал, чтобы мне это нравилось! Тут все прямо трещит! Мне прямо страшно, что у одного из оленей по-настоящему сломаются рога или что-то такое. А сейчас маленький олень, который только что пришел, он сейчас победил. А старый отходит. А теперь тот, ну, в общем, тот, который победил, - он торжествует над всеми остальными . А другой - тот нашел себе, наверное, какую-то другую . а потом я возвращаюсь опять верхом на косуле обратно на луг .”

Мотив получения во владение надела земли

В то время, как мотив представления семьи животных можно давать ребенку уже на ранних этапах психотерапии, мотивы получения во владение надела земли и представления себя на 10 лет старше рекомендуется предлагать лишь на последующих (продвинутых) стадиях психотерапии. Мотив получения во владение надела земли можно назвать иначе также мотивом собственного царства. Хотя этот мотив, по сравнению с мотивом семьи животных, возникает спонтанно не так уж часто, ему отводится важное значение по следующим причинам.

Для ребенка в латентном возрасте [8] особенно важной становится проблема завладения, освоения, завоевания. Поэтому дети в этот период так любят игры, связанные с борьбой и соревнованием. В связи с этим при проведении этого мотива следует обратить особое внимание, может ли ребенок - и, если может, то в какой мере, - взять во владение участок земли, какие трудности у него при этом возникают. Важно также, какие требования и притязания он при этом предъявляет.

Размежевание (дифференциация, отделение от других) собственного Я [6, 9], которое в этом возрасте еще недостаточно стабильно, проецируется ребенком в латентном возрасте [8] на окружающее пространство. Поэтому, с диагностической точки зрения, важно, есть ли размежевание собственного участка земли в образе, проведены ли границы надела, и если да, то как (например, при помощи столбиков, канавы, дерева, по берегу реки и т. п.).

Совершенно естественно, что большинство детей еще очень сильно зависят от своих родителей, обеспечивающих их жизненные потребности. Тем не менее, в своих нарциссических фантазиях ребенок уже в значительной степени стремится к самостоятельности. При представлении надела земли в связи с этим можно проверить, в какой мере это действительно так, прежде всего в случаях детей с нарушениями, зачастую особенно сильно привязанных к родителям. Следует обратить внимание, используется ли земля, возделывается ли почва, чтобы можно было самому обеспечить себя продуктами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Психологические закономерности становления педагога как профессионала
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций[46]: обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая; конструктивная и исследовательская; организаторская и коммуникативная; самосовершенствование[47]. Реали ...

Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока: · адаптация ребенка к имеющемуся дефекту; · обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком. Важное ...

Сотрудничество коллектива
В России сегодня практически невозможно найти предприятие, руководство которого было бы довольно достигнутыми результатами. Мало кто из российских руководителей оценивает эффективность использования внутреннего потенциала предприятия выше ...