По характеру тестового материала (бланковые, аппаратурные, предметные, компьютерные).
По объекту оценки (процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств)
По характеру стимульного материала (вербальные – предполагают операции с понятиями, мыслительными действиями, невербальные – предполагают операции с наглядным материалом с опорой на перспективные и психомоторные функции)
По количеству участников (индивидуальные, групповые).
По форме ответов (устные, письменные).
Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.
В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:
Одномерные (изучают только одну черту);
Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);
В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют
Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);
Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).
В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:
Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)
Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);
Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)
Личностные опросники имеют свою классификацию:
Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности
Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.
Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.
Опросники интересов.
Опросники ценностей
Опросники установок
У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.
К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:
Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)
Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).
Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:
Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)
Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)
Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).
Тест-задание - предполагает получение информации и психологической характеристики человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии либо отсутствии, а также степени развитости у него определенных психологических качеств. Нужно сказать, что большинство тестов по определению уровня умственного развития принадлежат именно к этому типу тестов.
Проективные тесты – методики, основанные на получении информации о человеке с помощью механизма проекции.
Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям, событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методе тестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечетком стимульном материале внутреннего мира испытуемого. Такое понимание частично совпадает с определением проекции развившегося в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных чувств и побуждений другому объекту).
Проективные тесты предлагают для обследуемого достаточно неопределенные ситуации, оставляющие ему свободу действий. Материал, предоставляемый для работы, может использоваться разнообразными способами. Главное здесь не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.
Читайте также:
Причины привлекательности западных моделей СПТ для
российских участников
Несмотря на то, что, как уже было указано, многие тренинговые группы, построенные по западным моделям, формируют ценности, которые трудноосуществимы в повседневных социальных контактах, методы работы в группах, отношения и атмосфера, кото ...
Типы молодой семьи и стадии её развития
В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности со ...
Структура
работы личности
Существует большое количество определений личности человека - этического феномена, что представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. С личность неразрывно связанно понятие «работы л ...
Навигация сайта