С помощью тестирования устанавливают психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организаторских), привычек, научений. Главным инструментам во время использования этого метода является тест.
Тест - специально разработанные задания и проблемы ситуации, использования которых в результате колличественных и качественных оценок может стать показателем развития определенных психологических качеств, способностей личности.
Современная психодиагностика использует такие основные виды тестов:
- тесты интелекта (задачи на логическое отношение, обобщенность, смекалку);
- тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);
- личные тесты ( с целью изучения характеристик личности, их психологических качеств);
-проэктивные тесты (используются в процессе изучения личности и характеристик, в существовании которых человек полностью не уверен, не понимает или не хочет признавать у себя, например, плохие черты способностей).
По форме тестовые методы делят на вербальные, невербальные и смешанные. Эффективность их зависит от правильности использования тестов, придерживания условий психологического тестирования: правильно примененный тест дает возможность собрать за кототкий срок много ценного материала для качественного психологическго анализа, которые повышает продуктивность исследовательной работы.
Метод групповой оценки личности
. Построен он на феномене групповых явлений про каждого участника группы в результате познания людей про каждого участника группы в результате познания людей в процессе их общей деятельности и общения. Предусматривает получение характеристики человека во время оценивания характеристики человека во время взаимных исследований с использованием приемов непосредственного оценивания за n-бальной шкалой, ранжирования (последовательное размещение) качеств, попарного их сравнения и другое.
Метод изучения документов
. Традиционно документами считаются специально созданные предметы, назначены для передачи и сохранения информации. Ними могут быть какая-нибудь информация, что содержит данные про отношения в группе, влияния трудовой деятельности на человека и так далее. В психологической литературе документы делятся на такие типы:
- за статусом: официальные (государственные материалы, статистические отчетные архивы, приказы и другое); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);
-по форме: письменные документы (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитные записи, пластинки, лазерные диски); иконографические (кино-, видио-, фотодокументы, произведения живописи);
-по источнику информации: первичные (созданные на основании прямого наблюдения или непосредственного опроса); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);
- по способу персонофикации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличностные (отчеты, протоколы, архивные документы).
Работа с документами требует от исследования специальной подготовки. Особенно важными являются умения определять достоверность информации, которая подана в документах (выяснить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения личностей, которые составляли документ; отделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, передал ли ее со слов других или составил документ на основании данных, полученных от других людей, и так далее).
Метод социометрии
. Созданный он американским социальным психологом Джекобом (Якобом) Морено (1892-1974) для изучения эмоционально-психологических отношений в малой социальной группе. Его процедура направленна на опрашивание каждого участника малой группы с целью установления возможности его участия (неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Конечные результаты использования социометрии могут быть представлены в форме социологических матриц, социограмм, которые графически отображают структуру отношений в группе или социометрических индексов, которые колличественно отображают психологические отношения в группе. Метод социометрии имеет и определенные недостатки, поскольку во время его использования невозможно узнать про мотивы межличностных предпочтений или протестов. Нередко его результаты создаются неискренними ответами и так далее.
Читайте также:
Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростков
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом.[10,c.204]
Сензитивным периодом д ...
Паника: факторы возникновения, механизмы развития, предотвращение и
ликвидация
Па́ника (безотчётный ужас,) — психологическое состояние человека — безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной с ...
Основные подходы психологии в изучении общения
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. {12}
Общение свойственно всем высшим живым суще ...
Навигация сайта