Психодиагностический процесс

Другая психология » Психодиагностика как наука » Психодиагностический процесс

Страница 3

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз "строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде" (Выготский, 1983, с. 313.).

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Традиционно психодиагностическим исследованиям присущ индивидуально-психологический подход, сложившийся исторически и долгое время оправдывающий себя. В диагностике тех или иных свойств, особенностей личности еще недостаточно учитывается та социальная среда, в которой эти исследователи стараются в той или иной мере соотнести полученные диагностические данные с историей развития личности, условиям среды. Индивидуально-психологический подход должен быть дополнен социально-психологическим.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, в которых необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации и так далее.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, то есть описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а психологическая интерпретация.

Психоанализ

. Согласно с этой теорией решающей силой, мотивами поведения человека в социуме есть несознательные биологические инстинкты. Ее основатель, известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), считал, что душеное состояние человека обуславливается соотношением несознательного (инстинктов, импульсов) и сознательного, которое является результатом влияния социального окружения. Борьба между ними всегда драматична и приводит к конфликтам человека и общества.

Развивая учения Фрейда, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) рассмотрел личность как сложное структурное явление, которое объединяет в себе индивидуальное несознательное и коллективное несознательное. Составом коллективного несознательного являются архетипы - наделенные энергетической силой общей формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняют личным эмоциональным и образным смыслом.

К.-Г. Юнг предложил типологию характеров соответственно переживающей функции (мышление, чувства, интуиция), направленности личности на внешний или внутренний мир, внедрил понятия "экстраверсия - интроверсия" для обозначения двух типов личности. Экстравертивный тип характеризуется обращением личности к окружающему миру, для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного мира. Отделение интроверсии и экстраверсии дало возможность отличить две большие группы психологических индивидов. Также были выявлены отличия между индивидами одной группы, которые зависят от основных психических функций: мышления, эмоций, чувств, интуиции. Преобладание одной из них характеризует, относительно, умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивные типы, каждый из них может быть интровертивным или экстравертивный. На основании этого Юнг выделял восемь типологических групп: две личные установки - интроверсию и экстраверсию и четыре функции (типы ориентации) - мышление, эмоции, чувства, интуицию, каждая с которых может действовать интровертивно или экстравертивно.

Дальнейшие исследования привели его к выводу, что рядом с наиболее дифференциальной функцией в сознании индивида всегда обнаруживает себя и менее дифференцирована, второстепенная функция. Например, мышление как главная функция может легко соединять с интуицией как второстепенной функцией или с чувствам. Относительно к сознательному сознанию психологические функции психических функций образуются и несознательная их группировка: сознательно практичному интеллекту (сенсорно-умственная установка) отвечает несознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция чувства должна сильнее тормозить, чем интуиция. Психологические функции (формы психической деятельности) Юнг подразделял на рациональные (мышления, эмоции) и иррациональные (чувства, интуиция).

Следовательно, психологическая типология Юнга основывается на таких составляющих: "экстраверсия-интроверсия", "сознательное-несознательное", "рационализм-иррационализм".

Эта модель, как и любая научная концепция, имеет достоинства и недостатки. Ее трудно упростить, поскольку она согласовывается с экспериментальной деятельностью. Как брал во внимание ее автор, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представления про психологические типы открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии в общем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Понятие о психике и ее биологической основы
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц свя ...

Понятие о психологическом здоровье и личности
Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, котор ...