Психодиагностическое заключение

Страница 2

Проективные методы. Проективные методы пользуются большой популярностью у практико-ориентированных психологов. Различают несколько групп проективных методик, среди них

- методики интерпретации (ТАТ и его детские варианты - САТ, тест фрустрации Розенцвейга),

- методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы);

- методики катарсиса (психодрама, проективная игра);

- методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения);

- методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека, рисунок "Дом - дерево - человек", рисунок семьи и его модификации], рисунок несуществующего животного).

Отличительными признаками проективных методик являются неопределенность инструкции или стимульного материала, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, атмосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, и диагностическая направленность не на ту или иную психическую функцию, а на модус личности во взаимодействии с ее социальным окружением.

К проективным методам не применимы в полной мере требования валидности и надежности. К этому следует добавить, что при интерпретации всех проективных методов, имеющих качественную обработку данных, нельзя проводить однозначную связь между отдельным диагностическим признаком и особенностью личности испытуемого. Любой вывод на основе диагностики с помощью проективных методов можно считать правомерным только в том случае, если он подтверждается другими диагностическими данными - той же методики или какой - либо другой.

Опросники и анкеты. В детской практической психологии широко применяются опросники и анкеты. Их используют в основном для изучения интересов, склонностей, других личностных особенностей младших и старших подростков, в профориентации, для проведения социально-психологических обследований. В работе с учениками начальных классов анкеты и опросники применяются чрезвычайно редко. Анкеты бывают с закрытыми вопросами, предполагающими ответы "да", "нет", "не знаю"; с открытыми вопросами, ответы на которые можно построить самостоятельно. В форме анкет с закрытыми вопросами созданы многие личностные опросники (например, MMPI и его многочисленные модификации). Несмотря на большую популярность в ряде отраслей практической психологии, в работе с детьми и подростками многофакторные опросники используются не очень широко.

На примере работы с детьми рассмотрим виды диагностической работы.

а) Одной из самых типичных диагностических задач является изучение различных форм мышления ребенка. Как пример можно назвать хорошо известный тест Векслера [9], разработанный для определения "коэффициента интеллекта" (IQ). Качественная интерпретация результатов тестирования позволяет строить развивающую работу с учащимися.

б) Другой важной диагностической задачей является изучение социально-психологической ситуации в детских группах. С этой целью применяют различные социометрические методики, которые позволяют определить структуру коллектива, социальный статус каждого школьника. Результаты социометрических обследований необходимо дополнить изучением особенностей коммуникации детей друг с другом, в первую очередь, оказавшихся в изоляции от сверстников, а также действий педагогов, в которых проявляется отношение к ребенку и т.п. Все это позволяет понять причины неблагополучных межличностных отношений и наметить пути улучшения психологического климата в группе.

в) Диагностика психофизиологических особенностей детей. Психофизиологические методики применяются для изучения основных свойств нервной системы (НС) (силы - слабости, подвижности - инертности, уравновешенности - неуравновешенности). Например, для диагностики подвижности нервной системы применяется методика, разработанная В.Т. Козловой, для оценки силы нервной системы - В.А. Даниловым [11].

Для индивидуальной диагностики применима любая из психофизиологических методик, упомянутых выше. Если возникает необходимость обследования целого класса (например, для выявления учеников, причина низкой успеваемости которых заключается в неадекватном использовании ими своих психофизиологических особенностей), удобно использовать теппинг - тест, который легко проводится в группе. Для учеников средних и старших классов понимание задания и его выполнение в группе не составляет труда. Ученики 8-11 классов могут выполнять самостоятельно и первичную обработку данных - подсчет количества точек и построение графиков. Это позволит непосредственно после проведения задания дать детям рекомендации по более эффективному использованию своих психофизиологических возможностей в учебе и преодоление ограничений, присущих своему типу НС.

г) Диагностика особенностей личности. Перечислим некоторые типичные диагностические задачи, возникающие при изучении особенностей личности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...

Психологическая готовность к школьному обучению
Поступления ребёнка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими 1-классниками: - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, по ...

Профессиональная подготовка специалистов-психологов
В отечественной и зарубежной литературе, посвященной рассмотрению профессионального развития и профессиональной подготовки человека, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с социализацией человека, предполагающей освоение человек ...