Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков

Другая психология » Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности » Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков

Страница 3

В романтической привязанности средних сиблингов была выявлена высокая выраженность показателей по шкалам сближение с партнёром, доверие и амбивалентность. По сравнению с другими сиблингами, средние дети характеризуются наиболее высокими показателями фрустрации, ревности, амбивалентности, срастания с партнёром и наименьшими показателями по шкале самоподдержка. При совладании с трудностями в близких отношениях средние дети чаще предпочитают стратегии отвлечения. По сравнению с другими детьми в семье, совладающее поведение средних детей характеризуется более высоким ожиданием социальной поддержки и помощи друзей в трудных ситуациях. С нашей точки зрения, двоякое положение среднего сиблинга в семейной системе (и в качестве младшего, и в качестве старшего) приводит к непоследовательности паттернов привязанности матери по отношению к нему. В дальнейшем восприятие объекта привязанности как непоследовательного и непредсказуемого закрепляет в поведении индивида использование сильных аффективных реакций в качестве манипулятивных стратегий удержания партнёра, получения внимания и подтверждения его чувств. Тревога и сомнения в себе в отношениях привязанности, вероятно, обуславливают предпочтение средними сиблингами социально-ориентированного копинга как компенсации невозможности самостоятельно решить проблемы в романтических отношениях. Романтическая привязанность младших детей в семье характеризуется высокой выраженностью показателей по шкалам сближение с партнёром и ревность. По сравнению с другими сиблингами, младшим детям наиболее свойственно стремление к сближению с партнёром, наименее - ревность, фрустрация, амбивалентность и срастание с партнёром. При совладании с трудными ситуациями в романтических отношениях младшие сиблинги ориентированы на использование стратегий проблемно-ориентированного копинга (решение проблемы). Они чаще, чем старшие и средние, стремятся решить проблему (U=491,5, p≤0,02; U=358, p≤0,03).

С нашей точки зрения, положение младшего сиблинга в качестве «баловня» семьи определяет высокую степень сензитивности матери по отношению к его потребностям, отсутствие какого-либо серьёзного травмирующего опыта в отношениях привязанности, что формирует впоследствии у таких индивидов уверенность в романтических отношениях и в своих партнёрах. Поэтому, вероятно, отношения романтической привязанности субъективно воспринимаются младшими как менее трудные и безопасные, а сложности, возникающие в отношениях с романтическим партнёром, как разрешимые, что позволяет им использовать проблемно-ориентированные стратегии совладания. На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что для старших сиблингов характерна тенденция к избегающему стилю романтической привязанности. При совладании с трудностями в отношениях с партнёром старшие сиблинги выбирают способы отвлечения от проблем. Для средних сиблингов характерна тенденция к проявлению тревожных паттернов романтической привязанности. В основе копинг-поведения средних сиблингов лежат стратегии социально-ориентированного копинга. Младшие дети в романтических отношениях проявляют надёжную привязанность и ориентированы на конструктивное разрешение проблем. Таким образом, сиблинговая позиция является значимой переменной, взаимосвязь с которой обуславливает специфику главных аспектов развития в юношеском возрасте.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинский факультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду­щую уверенн ...

Психофизиологическая характеристика ловкости
Одна из форм проявления мышления — ловкость (координация). Ловкость — это реакция на движущийся предмет, способ действия мыслящего тела. Она характеризуется тем, что между отражением ситуации и движениями практически нет времени на подгот ...

Восприятие и запоминание речи во время естественного ночного сна.
В данном случае подразумевается способность человека при определенных условиях слышать и запоминать речь в состоянии обычного естественного сна. По пробуждении все услышанное воспроизводится по памяти (наизусть). Способность к восприятию ...