Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:
I. Тесты личности (особенности интеллекта):
а) тесты действия (целевые личностные тесты):
· тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);
· прогрессивные матрицы Дж. Равена;
· тесты Выготского-Сахарова (формирование понятий у детей и взрослых);
· шкала памяти Векслера;
· тесты памяти Мейли (зрительная, слуховая память);
· шкала оценки Н.И. Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики);
· тест "Спираль" (оценка двигательных функций);
· количественные отношения (логико-математические способности);
· установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление);
· тест "Узоры" (воображение);
· тест "Фигуры" (образная память);
· красно-чёрные таблицы (переключение внимания);
· тест "Сенсорно-моторная координация";
б) тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):
тест "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание);
· тест "Умозаключения" (оценка логического мышления);
· тест "Компасы" (пространственное воображение);
· метод последовательной динамической оценки (Б.Я. Шведин);
· методика "Дилемма выбора" (описание двенадцати житейских ситуаций: выбор стратегии поведения – прогноз стиля принятия решений) (Н. Коган, М. Уоллэлч);
· II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):
а) тесты способностей:
· шкала измерения интеллекта Д. Векслера;
· тест возрастающей трудности (оценка уровня интеллекта – модель теста Равена) (К. Поляков, А. Глушко);
· тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);
· шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);
· батарея тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии);
б) тесты достижений:
· тест "Арифметический счёт" (арифметические способности);
· тест "Шкалы приборов" (ориентация в показаниях приборов);
· тест "Координаты" (профессиональные способности);
в) критериально-ориентировочные тесты:
· тест изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности", "Анализ эмоционального состояния по мимике лица", "Анализ газетных политических текстов", "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (И.Д. Жильников);
· тест "Определение способностей к обучению" (И.Н. Носс);
· тест "Адекватной характеристики объекта" (И.Н. Носс) [4, с.18].
Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.
Читайте также:
Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению ...
Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у су ...
Специфика психологического изучения мышления
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального понимания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
Во-первых, сущность предметов и ...
Навигация сайта