Другой важный этап в стандартизации теста – установление норм. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Психологические тесты не имеют заранее определённых стандартов их успешного или неуспешного выполнения; критерии выполнения каждого теста устанавливаются опытным путём. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума выявляется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующим разделением по возрасту, полу и ряду других показателей. Эта группа людей называется выборкой стандартизации и служит для установления норм [1, с.21]. Всякая норма обычно со временем изменяется вместе с естественными изменениями, которые с годами происходят в психологии людей, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет.
Психологический тест характеризуется не только как стандартизированное, но и как объективное измерение различных качеств и свойств. Степень объективности теста зависит от того, в какой мере процедура тестирования, вычисление первичных оценок по тесту и их трактовка независимы от субъективных суждений лица, проводящего тестирование. Теоретически у любого человека оценка по тесту должна быть одной и той же, независимо от того, кто проводит эксперимент, но на практике абсолютная объективность недостижима. Составители тестов стремятся создать приемлемый уровень объективности, что составляет одну из целей при конструировании тестов.
Надёжность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов [2, с.424]. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у испытуемых при их повторном тестировании тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Прежде чем приступать к широкому использованию психологического теста, необходимо провести тщательную объективную проверку его надёжности. Результаты тестирования зависят от множества факторов: качества измерительного инструмента, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе проведения эксперимента обычно приводит к снижению степени надёжности измерений. В основе надёжности теста лежит представление об истинных оценках и ошибках измерения. Для выявления ошибки измерения используют метод ретестирования – повторное обследование одной и той же выборки испытуемых [2, с.424]. Однако, несмотря на простоту и возможность определения устойчивости результатов теста в течение времени, недостаток метода состоит в том, что субъект помнит свои ответы, и в случае тестов способностей это может существенно влиять на повторные ответы. Если нужно исключить влияние запоминания на результаты ответов как систематический источник ошибки и учесть влияние временного интервала на ответы, то можно использовать две совокупности заданий, разработанных или отобранных по одной схеме – параллельные тесты [2, с.425]. Однако на практике сложно создать параллельные формы одного и того же теста. Факторов, влияющих на надёжность тестирования, достаточно много и обеспечивать постоянство их всех практически невозможно, но они гораздо меньше влияют на достоверность получаемых результатов, главным же является надёжность самой методики.
Читайте также:
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и коллективом.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...
Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в
психолого-педагогической науке
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста. Изучением данной проблематики занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Бел ...
Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у челов ...
Навигация сайта