Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

Другая психология » Психоанализ о личности » Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

Страница 2

· социальная солидарность – переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.

Идентичность достигается через конфликт преданности и исследовательской активности. Последняя влечет за собой психосоциальный мораторий и, как следствие достижение истинной идентичности и истинной преданности. Концепция идентичности разработана Дж. Марча.

6. Ранняя зрелость(22-30 лет). Конфликт между интимностью и изоляцией. Только на данной стадии возникает способность любить другого человека, признавая его ценность и не сливаясь с ним. Негативным исходом может стать психологическое одиночество, интимофобия.

7. Вторая зрелость. Конфликт между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало. При негативном ходе событий человек может впасть в застой, прекратить свое развитие и продолжать воспроизводить достигнутое на предыдущих этапах. Главная опасность этой стадии – психологическое ощущение «потолка», когда кажется, что все самое значительное в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Эта стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.

8. Старость. Интеграция против отчаяния. Это период старения человека, когда он оказывается перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на этой стадии предполагает чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость.

Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети весьма отличаются от описанных Фрейдом.

1. Ребенок постоянно хочет сосать грудь - вовсе нет, если мама прикладывает его к груди по его требованию. Он сосет лишь столько, сколько ему нужно для физического и эмоционального благополучия.

2. Если за ребенком нормально ухаживать, защитные реакции у него появятся не раньше двух, а то и трех лет. Если мы ругаем малыша, а он кидается к нам обниматься – это не Стокгольмский синдром, не реакция защиты. Цель – позитивная, он хочет опять ощутить себя хорошим и любимым.

3. В 2-3 года малыш получает удовольствие не от физического акта дефекации. Не меньшее физическое удовольствие доставляют ему еда, ласки, ношение на руках, возможность понежиться в кроватке перед засыпанием, ощущение своего ловкого тела, когда ему удается выполнить какое-то новое движение. Он любит сидеть на горшке, т.к. ему нравится, что он взрослый, может сделать это сам. Точно так же он любит, например, резать что-нибудь, когда мы даем ему нож, вытирать что-нибудь тряпочкой, выполнять поручения – одним словом, чувствовать себя самостоятельным.

4. Девочки завидуют мальчикам – в дошкольном возрасте скорее наоборот. Дети чаще видят вокруг себя женщин, чем мужчин, и стараются им подражать. Мальчики часто говорят о себе в женском роде – «Я пошла, я сделала», играют в мам, т.к. папина работа им не вполне понятна, подражая маме, пытаются нацеплять на голову заколки и краситься, даже кормить кукол грудью. Девочка же в пять лет заявляет: «Я – будущая мама, поэтому я в игре главная!»

5. В подростковом возрасте начинается генитальная стадия, когда психосоциальный конфликт значительно смягчается. Любой, кто имел дело с подростками знает, что не смягчается, а совсем наоборот.

Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи:

1. Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный родитель старается вообще не наказывать ребенка, хотя бы лет до трех. Гуманизация массового сознания налицо.

2. Сексуальность – одна из базовых потребностей человека. Игнорировать или подавлять ее опасно, для неподготовленного человека это может быть чревато психопатологией. Свобода проявления сексуальности, терпимость общества к этим проявлениям стали нормой.

Труды Фрейда шокируют. Нас охватывает отвращение и возмущение, когда мы читаем о низких инстинктах, лежащих якобы в основе человеческой природы. Но видимо, в начале ХХ века и нужен был шок, взрывающий общественное сознание, разрушающий устаревшие догмы, заставляющий людей задуматься.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи спе ...

Понятие профориентации в психологии
Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии. На основании исследований Парсонса было дано следующее определе ...

Неврозы.
Обратимые нарушения высшей нервной деятельности, обусловленные психотравмирующими факторами, из которых особенно большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания, недостаток внимания к ребенку, разлады в семье, особенно уход из с ...