В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
♦аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия;
♦синтетический, представляющий объединение изученных элементов в целостное действие;
♦автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности» нужной скорости, снятия напряжения.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере выполнения упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченного на каждое упражнение. Навык может быть сформирован разными путями:
♦через простой показ;
♦через объяснение;
♦через сочетание показа и объяснения.
Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.
Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда:
а) новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными;
б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, она представляет собой ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.
Читайте также:
Проблемы создания семейных пар в студенческие годы
Образование полноценной семьи в студенческие годы является наиболее значимой проблемой названного возрастного периода, так как в это время происходит бурное комплексное развитие и становление личности студента. Как показывает практика у б ...
Профориентация на современном этапе
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в ...
Профессиональная ориентация
На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требу ...
Навигация сайта