Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Другая психология » Психические процессы состояния и образования » Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Страница 3

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность эмоционального переживания. В от­личие от других эмоций, настроения характеризуются слабо вы­раженной интенсивностью эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления. Если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в сво­ей основе интенсивных нервных возбуждений.

Значительная длительность эмоционального переживания. Настроения — это всегда более или менее продолжительные со­стояния. Вызываемые им соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

2. Неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает при­чины, его вызвавшие. Находясь в том или другом настроении, не всегда можно объяснить, что явилось его причиной, связать его с определенными объектами, явлениями или событиями.

3. Своеобразный диффузный характер. Настроения наклады­вают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия чело­века в данный момент. В одном настроении выполняемая рабо­та кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц, при другом настроении та же самая работа кажется тяжелой, неприятной, а те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, которые их вы­зывают. Такие причины подразделяют на следующие группы:

а) различные органические процессы и состояния. Напри­мер, болезненные процессы в организме часто являются причиной астенических настроений, которые могут длить­ся долгое время, вызывая плохое настроение. Когда же человек здоров, хорошо выспался, у него появляется настро­ение жизнерадостности и бодрости;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в ко­торой ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются очень сильными возбудителями настрое­ний: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спер­тый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится жить и работать, архитектурные формы зданий — все это определенным образом действует на нервную систему человека и вызы­вает соответствующие настроения;

в) особенности взаимоотношений между людьми. Настроение людей, с которыми мы общаемся, часто невольно пе­редается и нам. Когда человек встречает у других привет­ливое к себе отношение, у него появляется стеническое настроение, и наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо собеседника вызывают плохое настроение;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей, их предполагаемыми иди действи­тельными чувствами и отношениями к нам и т. п.

Аффект — внезапно возникшее в острой ситуации чрезмер­ное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Его отличительными особенностями являются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собствен­ных поступках.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Взгляды Иоанна Дамаскина на эмоциональную сферу человека
Также неоднозначным является понятие чувства в работе Иоанна Дамаскина. В зависимости от контекста оно используется в двух значениях: в смысле эмоции как познавательный процесс Чувства как познавательный процесс были нами рассмотрены в ...

Методика изучения самооценки
Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных каче ...

Социально-психологическая структура коллектива
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в том коллективе, которым он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руков ...