Внимание, память, мышление и речь

Страница 1

Внимание, память, мышление и речь входят в число позна­вательных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и пе­редавать его другим людям.

Внимание

— это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно пред­ставляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамики. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

С физиологической точки зрения внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и дру­гие ощущения и восприятия, а также движения, которые связа­ны с деятельностью определенных участков коры больших по­лушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же са­мых нервных центров, с помощью которых осуществляются со­провождаемые вниманием психические процессы. Но оно оз­начает наличие участков с повышенной и пониженной возбу­димостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участ­ке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связан­ных с выполнением данной деятельности, возникает торможе­ние, затухание или даже полное прекращение нервного процес­са, в результате чего одни центры оказываются возбужденны­ми, другие — заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты — на­личия в каждый данный момент в коре больших полушарий го­ловного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбуди­мостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточе­ние сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Внимание характеризуется определенными сдвигами в орга­низме человека. Происходит изменение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые и кожно-гальванические реакции.

Внимание характеризуется многими свойствами; концент­рацией, избирательностью, распределением, объемом, интен­сивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.

Концентрация внимания представляет собой способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвле­каясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Избирательность внимания — это его со­средоточение на наиболее важных предметах. Распределение вни­мания — это возможность человека иметь в сознании одновре­менно несколько разнородных объектов или же выполнять слож­ную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Объем внимания характеризуется количеством объек­тов или их элементов, которые могут быть одновременно воспри­няты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один мо­мент. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкос­тью и быстротой. Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психика человека и ее функции. Классификация психических явлений
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это в ...

Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника
Деятельность работников требуют высокой интенсивности мыслительных процессов, скорости и большого количества принятия решений, насыщенности действий, быстроты реакции на вмешательства внешних факторов, беспрерывного общения с другими людь ...

Профессиональное самоопределение старшеклассников.
К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, преж ...