Далее в своей работе З.Фрейд разбирает различные ситуации связанные с частыми случаями табуирования, табу врагов, властителей, мертвецов. И во всех случаях проявляется изначальная амбивалентность желания и запрета. Уменьшение этой неопределенности приводит к исчезновению табу. “ .Понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести. Не расширяя понятия, можно говорить о совести табу и о сознании вины за нарушение табу. Совесть табу представляет собой, вероятно, самую древнюю форму, в которой мы встречаемся с феноменом табу” [8, с.89]. И там же: “Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна” [8, с.90]. Отметим, что в характере невротиков также проявляется излишняя совестливость, как реакция на бессознательное желание и через это развивается сильное чувство вины. Чувству вины присуще многое от природы страха. Состояние, которое описывается, как “совестливый страх”, “страх божий”. Если желания подвергаются вытеснению, их либидо превращается в страх. Мотивы осуждения также остаются скрытыми.
Самое древнее желание, желание убивать скрывается в навязчивых предписаниях невротиков и табу древних народов. “В основе запрещения всегда лежит злобное душевное движение - желание смерти - по отношению к любимому человеку. Это желание вытесняется благодаря запрещению” [8, с. 94]. Таким образом, в основе невроза лежит преобладание сексуальных влечений над социальными и они имеют решающее значение.
Название “всемогущество мыслей” позаимствованное Фрейдом в ходе психоанализа с одним пациентом: он переносит на обозначение способа мышления магического (анимистического) и религиозного. Навязчивые мысли невротиков по своей природе носят магический характер. Уменьшение влияния этого всемогущества и уменьшение невроза приводит к зрелости и реальному отношению к миру.
З.Фрейд проводит параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидикозного развития отдельного индивида.
“Анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму, религиозная фаза - ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности” [8, с.111].
Значение этого абзаца невозможно оценить. По сути З.Фрейд устанавливает связь между онтогенетическим развитием человека и его филогенезом. Получается, что в своем индивидуальном развитии человек как бы проходит предыдущие формы мышления и останавливается на той, которая соответствует его культурному окружению. Таким образом, разнообразные магические и религиозные феномены могут быть нами поняты через отождествление с конкретными психическими механизмами человека на той или иной стадии его развития.
Рассмотрим эти стадии поподробней.
Первые миросозерцания по Фрейду были анимистические. Анимизмом называется учение о представлении о душе, широком смысле - о духовных существах вообще. Разновидность анимизма - аниматизм, учение об одушевленности всей природы. В каждом предмете скрыта своя душа. Эти души являются носителями душевной деятельности и не зависят от тел. Мир населен огромным количество духов, благосклонных или недружественных нам. Большинство авторов отмечают, что духи соответствуют только душам ставшим самостоятельными, а души животных, растений и предметов аналогичны человеческим. Полагают, что такой дуализм выработался под влиянием феноменов сновидений и очень похожей на них смерти, в попытках объяснить эти феномены.
“Для примитивного человека продолжение жизни - бессмертие - является чем-то само собой разумеющимся. Представление о смерти возникает позже и очень постепенно. Оно и для нас является чем-то бессодержательным и невоплотимым” [8, с.98].
Анимизм, как философская система, объясняет мир как единую общность. В этом содержатся предпосылки к религиозному мышлению.
Наряду с анимизмом, как мы упоминали ранее, существует явление тотемизма. Животное - тотем считается предком соответствующей группы. Тотемизм, непременная фаза культуры всех народов и понимание его происхождения очень важно для нас. З.Фрейд, говоря о необходимости комплексного подхода к этим проблемам, рассматривает разнообразные номиналистические, социалистические и психологические теории, объясняющие происхождение тотемизма.
Его психоаналитическая интерпретация тотемизма с одной стороны как институт предупреждения экзогамии, и с другой стороны, это амбивалентные чувства к отцу переносимые на суррогат отца.
Читайте также:
Выводы
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты: На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представлен ...
Проблемы посттравматической стрессовой дезадаптации участников боевых действий
Естественно, в первую очередь исследователей интересовали проблемы, связанные с проявлениями посттравматической стрессовой дезадаптации в наиболее выраженной ее форме – развития ПТСР [24–26,28,33,45]. Этим расстройством даже через 15–19 л ...
Общая характеристика профессии
1. Название профессии. Государственный гражданский служащий.
2 .Таксонометрические сведения: тип: Ч, класс: Г, отдел: Ф, группа: М по Е. А. Климову, П – по Д. Голланду.
3. Название рабочего поста. Специалист регионального министерства. ...
Навигация сайта