Общая характеристика памяти умственно отсталых детей

Страница 2

Можно заинтересовать учеников вспомогательной школы использованием на уроке игровых моментов и других приемов развлекательного характера, который активизирует их, вызывает оживленную эмоциональную реакцию, но не дает ожидаемых результатов. Они запоминают не учебный материал, который использовался в игре, а саму игру.

Производительность произвольного запоминания зависит от осознание необходимости усвоения определенных знаний, обладания рациональными приемами заучивания, правильной организации мнемической деятельности. Все эти условия для учеников могут организовать педагоги, а впоследствии научить их пользоваться ими самостоятельно.

Качество произвольного запоминания повышается в случае подчинения его мышлению. Опосредованность памяти в психологии исследуется с помощью экспериментальной методики, за которой индивиду предлагают к каждому слову, которое нужно запомнить, добрать предметную картинку, которая облегчила бы этот процесс. Дальше связь между картинкой и словом помогает актуализировать последнее. Исследуемый смотрит на картинку и называет слово. Описанный прием значительно расширяет объем памяти дошкольника с нормальным психофизическим развитием.

С возрастом знаки, которые используются для облегчения запоминания, подлежат интериоризации и индивид уже не требует внешних опор.

Ученики вспомогательной школы, выполняя задание на опосредствованное запоминание, могут устанавливать лишь очень простые связки между словом и картинкой. Например: к слову окно добирается картинка с изображением дома, к слову фрукты - изображение яблока. Однако к словам мех, чистота и других добрать картинки сложнее. Установленные связки не всегда помогают детям актуализировать слово.

Они часто воссоздают не слово, которое нужно было запомнить, а предмет, изображенный на картинке, или весь комплекс : предмет - связь - слово (например: "У дома есть окна"; "Яблоко - это фрукты"). Слова, к которым ребенку было трудно добрать картинки, не вспоминались вообще. Трудности актуализации слова приводили к потере цели, упрощения задания. Дети удавались к названию изображений на картинках.

Производительность опосредованного запоминания у учеников с нарушенным интеллектом является значительно ниже (6-8 единиц - до 80 %), чем у детей с нормальным психофизическим развитием (10 единиц - 100 %). Однако так же, как и при нормальном развитию, при умственной отсталости опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Контингент испытуемых и методики исследования.
Наш контингент испытуемых это ученики старших классов школы. Мы применим к ним ряд методов, с помощью которых выявим факторы, влияющие на выбор профессии. Среди основных методов исследования выделяют такие как анкетирование, тестирование ...

Пути преодоления профессиональной деформации
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно за ...

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный ...