Проблема сновидений не является новым откровением для философии, напротив, именно философы дали Фрейду пищу для размышлений.
Чтобы понять сновидение, необходимо различать его явное содержание и скрытое бессознательное содержание. Первое – это то, что мы более или менее успешно можем вспомнить после пробуждения. Второе находится на уровне подсознания. Сновидение, как мы его вспоминаем (явное содержание) является, таким образом, искаженной реализацией вытесненных желаний. Фрейд называл этот процесс “работой сновидения”. Кроме того, существует и вторичная работа сновидения – подсознание использует “артистические” средства; в наших сновидениях мы все становимся актерами. Работа сновидения трансформирует скрытые мысли сновидения в его явное содержание. Сновидение, как мы его вспоминаем, содержит скрытое сообщение, которое контрабандой допускается в наше сознание. Мы смотрим на явное содержание сна, как на ребус, который должен быть разгадан.
Таким образом, попытка расшифровки сновидений ведет Фрейда к пониманию того, как подсознание функционирует в соответствии с некоторыми “грамматическими” правилами. Если следовать соображениям Фрейда, то за нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими симптомами скрываются бессознательные мотивы. Возникает подозрение, что вещи, которые являются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могут приобрести новый смысл с помощью психоаналитического исслелования бессознательного. То, что на первый взгляд кажется нам непонятным и бессмысленным, получает новый смысловой оттенок, если рассматривать это как выражение бессознательных мотивов и намерений.
Открытие Фрейда разрушило традиционное представление о человеке. Со времен греческих мыслителей европейская тра-
диция рассматривала человека как единственное существо, на-
деленное способностью автономного разума. Разум описывался
как важнейшее свойство, присущее только человеку и отличаю-
щее его от других существ. Но, как выяснилось, в душе челове-
ка происходят неосознаваемые им, не подвластные осмыслению
процессы, которые могут влиять на сознательные, рассудочные представления, действия, решения и определять их, и это разрушило традиционный образ человека.
Чего в человеке больше – разума или неразумного? В нем есть и то, и другое. В течение многих тысячелетий человек вообще был неразумным существом. Бессознательное и сегодня во многом определяет поступки и мысли человека, но он наделен рассудком, и в этом своеобразная эксцентрика человека как живого существа.
Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.
Коллективное бессознательное (термин ввел швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не только индивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут в нашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.
В древности люди представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.
Современному человеку эти прообразы могут показаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы”.[7] Это и есть архетипы.
Читайте также:
Этнические стереотипы
Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминиро ...
Техника проведения психотерапии
Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться ...
Понятие о психике и ее биологической основы
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности ...
Навигация сайта