Ориентируясь на разнообразные частотные данные, можно считать экстрапунитивную направленность, ведущим типом реакции в конфликте – самозащиту, самым «малоиспользуемым» типом реагирования в конфликте является фиксация на удовлетворении потребностей. Преобладающим психическим состоянием является агрессивность. Таким образом, в «конфликтном хоре» «солирует» агрессивно-обвиняющий голос. Меньше всего в конфликте испытуемые хотели удовлетворить свои потребности.
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддерживать механизмы взаимопонимания и взаимодействия «в рабочем состоянии» приходит только с опытом и тренировкой. К важнейшим умениям и навыкам поддержания эмоционального баланса в отношениях будут относиться: умение выслушать, умение высказаться, умение сопереживать, не быть равнодушным. Сопереживание вообще лечит, обеспечивает нормальный жизненный тонус, чувство включенности в людскую жизнь. Оно враг одиночества и отчаяния.
Человеческий характер также может явиться конфликтогеном, но это для тех, кто плохо с собой знаком. Изучение собственного характера как инструмента взаимодействия также помогает снизить конфликтность. Особенно тяжело приходится людям с эпилептоидными чертами характера, так как их эмоциональные процессы обусловлены легкими органическим повреждениями, проявляющимися в характере, в общении с миром. Путь снижения конфликтности во взаимоотношениях и здесь лежит через самопознание и самосовершенствоание.
«Невозможно справляться с чем-то неясным, невидимым. Поэтому одним из важнейших элементов умения разрешать межличностные конфликты является способность полностью осознавать масштабы и детали разногласий, и открыто обсуждать их с партнером».[32] Поэтому умение конфронтировать – это одно из важнейших умений, позволяющих разрешать конфликты, «приводя в порядок» свою эмоциональную сферу. Здесь действует общее правило: высказанное скорее осознается и быстрее угаснет.
Построение коррекционного воздействия, на наш взгляд, должно отличаться многообразием обратной связи с агрессивными, тревожными и ригидными личностями. Это поможет осознанию собственных черт личности, собственных эмоциональных процессов и самопринятию. Для агрессивных подойдет обучение принятию на себя ответственности за эмоциональный исход отношений и конфликтного столкновения, в частности. Тревожным личностям следует скорректировать установки страха и избежания неудач, обучению поведению, при котором препятствия не кажутся столь значительными. Личности, проявляющие ригидность, тяжело меняют поведение, привержены шаблонам и стереотипам. Им стоит обучиться видеть противоречия в отношениях с людьми, своевременно принимать их в расчет.
Основными выводами нашей работы следует считать:
- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами, т.е. у человека всегда есть возможность повлиять на возникновение, развитие и угасание конфликтных взаимоотношений. К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, ее эмоциональность, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;
- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду. Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой. Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.
- Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами; Выбор типа и направления реагирования в конфликте до некоторой степени обусловлен особенностями эмоциональных процессов человека;
Читайте также:
Профориентация на современном этапе
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в ...
Самовнушение по Э. Куэ
Внушение старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее врем ...
Типичные психические состояния спортсменов и пути их регуляции
Психические состояния отражают всю гамму внутренних и внешних, субъективных и объективных условий жизнедеятельности, актуальных для человека в данный момент времени. Они классифицируются по факторам, отражающим их существенные признаки: п ...
Навигация сайта