Каждый конфликтующий человек, так или иначе, пытается понять причины конфликта, объяснить его, чтобы защитить себя от эмоциональных разрушений. Это происходит не в силу особенной активности ума или сознания отдельных индивидов, а в силу, прежде всего, работы механизма эмоционального переключения на причину. «Существенные изменения в протекание эмоционального процесса способно внести познание причинной обусловленности непосредственного эмоциогенного воздействия. Одна и та же физическая боль, например, может вызвать досаду, если мы ее причинили сами себе, возмущение – если она была вызвана чьим-то неосторожным движением, гнев – если мы убеждены, что она была доставлена нам по сознательному намерению. Во всех случаях предметом вторичного эмоционального переживания становится причина воздействия, вызвавшего исходное переживание боли».[21] Развитие эмоционального отношения к человеку зависит от представлений о немеренности его действий по отношению к нам. «Определенное влияние на протекание эмоционального процесса оказывает также признание справедливости, оправданности действий .».[22] Но дело в том, что при сильных душевных переживаниях обнаруживается пристрастность мышления. «Пристрастность процессов мышления, неизбежно наступающая в эмоциональном состоянии, проявляется здесь в том, что мысли о намеренности и законности действий на фоне причиняемого этими действиями зла, поглощающего все внимание, представляются не имеющими значения».[23]
Еще один интересный эмоциональный механизм, несомненно, включается в межличностном конфликте: ответные эмоциональные переживания. В.К. Вилюнас описывает его следующим образом: «В результате переключения .переживаний на целостный образ человека, доставившего нам удовольствие – неудовольствие своим эмоциональным отношением, по отношению к нему возникает «ответное» положительное или отрицательное эмоциональное переживание».[24] Прогрессирующим накоплением взаимообусловливающих «ответных» переживаний объясняются неожиданные негативные «вспышки» в отношениях людей. В.К. Вилюнас считает, что самым эффективным средством предупреждения конфликта служит готовность одной стороны подавлять «ответные» реакции, однако так, чтобы это не выглядело пренебрежением. Эмоциональное переключение через аффективные следы и настроения также играют большую роль в создании «логики чувств», ничего общего не имеющей с формальной логикой. Но, тем не менее, при работе таких механизмов у человека есть свои представления, отдаленно напоминающие причинность. «Способность эмоционального процесса вносить специфические изменения в восприятие субъектом причинных связей действительности обнаруживается в проявлениях, так называемой «логики чувств».[25]
Вероятно, кроме мышления и восприятия, изменения происходят и с прочими познавательными процессами: внимание сосредоточивается на причиняющих боль отношениях, память хранит чрезвычайно яркие конфликтные переживания и т.д. Не продолжая этот ряд, сделаем утверждение, что все познавательные процессы человека настраиваются на конфликтный режим, а эмоциональные процессы обусловливают эту настройку и показывают степень «аварийности» такого режима.
Личность человека в конфликте также настраивается на экстремальный лад. Это выражается в изменениях важнейших личностных образований типа самооценки. Негативные переживания вообще в большой степени свойственны людям с неадекватной самооценкой. Самооценка, являясь ядерным образованием личности, регулирует деятельность и общение человека. При изменениях в самооценке, деятельность либо улучшается по ряду показателей, либо может полностью дезорганизоваться. Всем, наверное, известно, что в состоянии конфликта снижается производительность и эффективность труда, субъективно человек это переживает как нежелание что-либо делать, либо, наоборот, проявляет неэффективную лихорадочную активность.
Мотивационная сфера, видимо, также окрашивается конфликтом. Могут появиться мотивы «переиграть» соперника, «победить» его, «досадить ему»; может появиться установка на сбор информации определенного сорта, например, об оппоненте, его негативных качествах и дурных поступках и т.д.
Читайте также:
Вторичные защитные механизмы
Рассмотрим теперь как проявляются в религиозном мышлении вторичные (высшего порядка) защитные механизмы.
1.
Репрессия (вытеснение).
Определение: З.Фрейд в своей работе “Репрессия” (1915 г., стр. 14) писал “Суть репрессии состоит в том, ...
Синдромы помрачнения
сознания при черепно-мозговой травме.
Нарушение сознания зависит от обширности повреждения мозговых сосудов. При любом типе нарушения сознания имеется патология корковой деятельности с нарушением корково – подкорковых отношений, что в первую очередь отражается на процессах вт ...
Реориентационный тренинг в кризисных ситуациях
Одна из главных задач реориентационного тренинга - выявление сильных сторон каждого человека, его "экспертных зон". Усилия тренера направлены на то, чтобы помочь человеку ощутить те зоны опыта, в которых он является экспертом, и ...
Навигация сайта