Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.
Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Как известно любому человеку на основании собственного жизненного опыта, эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. Это имеет прямое отношение к вопросу реализации человеческих потребностей. «Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия».[12] Таким образом, эмоции выполняют, прежде всего, роль индикатора правильности, с точки зрения организма, хода событий. Правильный ход событий для любого живого организма – это приближение к реализации собственных потребностей. Эмоция в этом смысле выражает активность человека в мире. Если понимать конфликт как фрустрацию потребностей, то, очевидно, что фрустрированное состояние должно быть для человека эмоционально крайне неприятным. Эмоции будут «кричать» ему о том, что он далек от удовлетворения собственных потребностей.
Эмоциональные процессы выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую функцию. Кроме того, можно отметить, что эмоциональные процессы связаны с деятельностью и общением человека по типу обусловливания. «Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее».[13]
« .Ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием».[14] Кроме того, в деятельности каждого человека бывают предвидимые им критические пункты. При приближении к ним нарастает напряжение, по минованию такого пункта происходит разрядка. Деятельность также может характеризоваться разной степенью противоречивости и, соответственно, протекать более или менее спокойно или на фоне эмоционального возбуждения. Эти три измерения эмоциональных процессов зафиксированы в теории эмоций В.Вундта. Проиллюстрируем это графической Схемой 1.
Схема 1
Схема 1. Параметры измерения эмоций по В.Вундту
В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния.
В.Вундт не ограничился только попыткой классификации эмоций в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил гипотетические кривые, выражающие, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений. Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты. Проиллюстрируем это положение Схемой 2.
Схема 2.
схема 2. Гипотетические кривые эмоциональных изменений В.Вундта
Таким образом, теория В.Вундта охватывает все многообразие эмоциональных процессов с учетом их характеристик.
Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности – эмоции отражают состояние, при проявлении активности – отношение. «В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания».[15] Не всякая эмоция – переживание, но всякое переживание имеет эмоциональную сущность. Любой человек, прежде чем принять важное решение, изменить что-то в жизни проходит путь более-менее интенсивных переживаний, и жизненные события вспоминает, восстанавливает именно как свои переживания по поводу. Выбор человека изменить себя или окружающее связан с ростом и развитием личности и индивидуальности человека. «Эмоциональность . в той или иной мере входит с ними [событиями] в построение личности»[16].
Читайте также:
Развитие методов профессионального образования
Рассмотрим методологические подходы развивающегося профессионального образования. При исследовании проблем психологии развития используют системный, диатропический, синергетический и субъектный подходы.
Системный подход заключается в изу ...
Методы проведения профилактики профориентации
Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпри ...
Психогенетика в России
После переоткрытия законов Г. Менделя в 1900 г. во всех странах мира интерес к проблеме наследственности резко повысился. Не осталась в стороне и Россия. Первым откликом была серия статей русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных в ...
Навигация сайта