Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека

Другая психология » Проблемы пожилых людей в социальной среде и методы их выявления » Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека

Страница 5

­ стабильное состояние – 31,8%;

­ внезапное обострение – 18,6%;

­ нарастание актуальности – 14,2%.

Чаще всего пожилые люди звонят в периоды обострения проблемы, либо когда проблема не решается уже достаточно долго и носит затяжной характер.

Основные проблемы звонящих пожилых людей выделены следующие:

Таблица 1.

Проблемы пожилых людей

Количество звонков, в %

мужчины

женщины

1

Одиночество

43,4

30,5

2

Поиск смысла жизни

18,9

8,5

3

Переживание по поводу травмы (смерть близких родственников, супруга, знакомых)

12,3

8,5

4

Проблемы социальной адаптации (сокращение на работе, низкий материальный уровень и другие)

12,3

6,1

5

Проблемы в семьях взрослых детей

-

21,9

6

Супружеские проблемы (конфликты, отсутствие взаимопонимания, предразводное состояние)

9

15,8

7

Религиозные вопросы

4,1

8,5

Первое место среди проблем пожилых людей принадлежит одиночеству, при этом необходимо отметить, что об одиночестве говорили не только одиноко живущие люди, но и те, кто проживает не один. Кроме того, мужчины звонили с этой проблемой чаще женщин. Мужчин также больше беспокоят проблемы философского характера (поиск смысла жизни). В то время как женщины больше обращаются по проблемам детей и внуков. Тем самым неосознанно стремясь к подтверждению собственной нужности и значимости в глазах окружающих. Женщины также больше обращаются по проблемам в собственной семье, желая восстановить былое равновесие в отношениях, стремятся найти поддержку у консультантов Телефона Доверия.

Довольно частыми у этой возрастной категории являются звонки-переживания по поводу смерти близких людей, супругов.

установления контакта в беседе пожилым людям было предложено принять участие в небольшом социологическом исследовании, с целью определения их отношения к социальным стереотипам старости.

Опрос проводился по телефону, с индивидуального согласия каждого абонента. Всего в опросе приняло участие 80 человек.

Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста и, соответственно, очерчен круг прав и обязанностей, заданы определенные поведенческие правила, которые с точки зрения общественного мнения должны усвоить пожилые люди.

Для изучения отношения к сложившимся стереотипам старости респондентам предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие н ...

Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у челов ...

Психокоррекционная программа личностной зрелости педагогически запущенных младших школьников
В основу программы легли принципы работы с педагогически запущенными детьми Л. Зюбина, социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически ...