В этнической психологии существует несколько классификаций этнических ценностей. Одна из последних предложена А.О. Бороноевым и П.И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей: 1) модусы социальной значимости, включающие в себя целевые ценности субъекта деятельности (духовность, знания, слава, мастерство, дело, власть, богатство); 2) инструментальные ценности социального происхождения (право, справедливость, свобода, солидарность, милосердие); 3) инструментальные ценности природного происхождения (жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота); 4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характеристики природной среды (вещество, энергия, пространство); высшие общечеловеческие ценности (бог, общество, родной народ, человек ("ближний").
Присущий этническим ценностям аффективный элемент реализуется через индивидуальные и коллективные ценностные отношения к действительности, которые фиксируются в идейно-психологических формах (в которых отражены представления о действительности, желаемом, должном, справедливом): мнениях, образах, персонификациях общественных отношений.
Выделяются также различные стороны отражения этнического в структуре личности. Наиболее проработанные в теоретическом плане концепции этнического предлагают многоуровневую структуру этого социально-психологического образования. Национальная идеология, вырабатываемая государством и обществом в виде социальных институтов. Это теоретически оформленная система взглядов этнофора на: национальные проблемы, национальные интересы, национальные (этнические) ценности - высший уровень национального, когда сильны когнитивные элементы, аффективные элементы много слабее, но могут вноситься в национальную идеологию осознанно. Такие идеологии всегда строятся при обильном использовании мифов, стереотипов, предрассудков, "образа врага", а такое понимание этнического фактически воспроизводит структуру стереотипа, в том числе этнического стереотипа, где принято выделять когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.
Процесс формирования и становления у индивида этнического проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирующаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впервые была предложена В.А. Ядовым: 1 уровень этнических диспозиций соответствуют национальные чувства (в процессе социализации (этнизации) вырабатывается комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этноса.2. Зрительское, а затем и непосредственное участие в ритуалах, основанных на национальных традициях (национальная психология).3. уровне национального самосознания (примат когнитивных компонентов над аффективными).4 уровень национальной идеологии (усвоение (интериоризация - по Л.С. Выготскому) выработанных обществом и государством концепций этнического, схем межэтнических отношений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтническом социуме, идеалов "желаемого будущего", "справедливого будущего", "базовой для конкретного этноса личности" и других идеально-ценностных конструкций, призванных выполнять регулирующую функцию в обществе).
Диспозиционный подход к пониманию этнического как ценности, проявляющейся в поведении, выводит нас на проблему усвоения индивидом как человеком конкретного этноса определенных матриц поведения, вырастающих из этнических стереотипов. Общество через систему санкций и поощрений способствует полному и адекватному в случае благоприятной социальной ситуации усвоению этнического стереотипа поведения. Он поддерживает индивида в реализации данного стереотипа поведения, облегчает его становление и развитие. Окраска в ценностные тона стереотипов поведения, вырастающих из этнических традиций, обычаев, норм, играет социально-регулирующую роль.
Таким образом: 1. Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. 2. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов. Только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. 3. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. 4. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений. 5. Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осуществляется истеблишментом.
Читайте также:
Шизофрения и ее мозговые механизмы
Шизофрения как отдельное расстройство был впервые выделена Бенедиктом Морелем и Эмилем Крепелиным. Термин «шизофрения» был введен Эугеном Блейлером. Сущность этого заболевания сводится к распаду, разбросу психики. Это расстройство характе ...
Особенности видов мышления
В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ...
Типичные психические состояния спортсменов и пути их регуляции
Психические состояния отражают всю гамму внутренних и внешних, субъективных и объективных условий жизнедеятельности, актуальных для человека в данный момент времени. Они классифицируются по факторам, отражающим их существенные признаки: п ...
Навигация сайта