С середины XIX в. широкое распространение получили идеи о том, что развитие индивида воспроизводит развитие рода ("биогенетический закон", "закон рекапитуляции"). Они были использованы для следующего вывода: мышление отсталых народов приближается к мышлению детей, а отсюда - расовая неполноценность отсталых народов. Преобладающая во второй половине XIX в. биологическая ориентация выражалась и в отождествлении культурных различий - с расовыми. Так, Спенсер приписывал меньшие умственные способности не только "низшим" расам, но и "низшим" классам в промышленных странах, которые, как он считал, занимают свое место в обществе в результате естественного отбора. Тайлор не отказывался от классификации рас по грубой шкале развития цивилизации и делал вывод о том, что цивилизованный человек не только умнее и способнее дикаря, но даже лучше и счастливее его.
В противовес биологизаторским теориям французская школа пыталась показать, что основные формы психической жизни человека - продукт общественной жизни. Л. Леви-Брюль, считал, что мышление человека, живущего в условиях примитивной культуры, является продуктом господствующих в этом обществе общих взглядов или "коллективных представлений", оно дологично, диффузно и работает по закону сопричастности. Такое мышление имеет магический характер, т.е. отражает не практические отношения человека с реальной действительностью, а систему тех верований и примитивных представлений, которые складывались в первобытном обществе.
С 1930-х годов во всем мире возникает и увеличивается интерес к сравнительно-историческому анализу психических процессов человека - кросскультурные исследования или исследования проблем формирования психики в условиях различных культур.
В целом выделяют две основные концепции изучения психических процессов, которые, по словам А.Р. Лурия, способствовали внедрению научного метода в этнопсихологические исследования. Первая концепция сформулирована в трудах французского исследователя К. Леви-Стросса, исходившего из того, что основные логические операции на разных этапах исторического развития остаются одними и теми же (человек примитивного общества так же, как и человек развитой культуры, ищет пути к объективному знанию, исходит из активных гипотез, пытается упорядочить свое мышление и свой опыт в известные логические системы, но, классифицируя поступающую информацию, он выбирает иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, способы обобщения остаются многообразными и неустойчивыми). Если у культурного человека в основе мышления лежат устойчивые, однозначно логические основания, то примитивного человека отличает тенденция связывать вещи, которые могут быть связаны друг с другом только в соответствующей ситуации. Эти положения Леви-Стросса близки к концепции выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, сформулированной на три десятилетия раньше. Выведение причин различных форм логического мышления из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей - один из наиболее прогрессивных выводов современной сравнительной психологии.
Вторая важная для развития этнопсихологии концепция была предложена антропологической лингвистикой. В ее основе лежит утверждение, что особенности человеческого сознания можно понять, лишь учитывая тот язык, который применяется для выражения мысли. Язык человека не только выражает мысль, но и принимает непосредственное участие в ее формировании - суть гипотезы, получившей название "гипотеза Сепира - Уорфа".
Читайте также:
Общая характеристика речи
Речь - это процесс общения посредством языка.
Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».
Язык — эти система символов, с по ...
Критерии внимания и невнимания
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целя ...
Психологическая помощь семье, имеющей ребенка-инвалида
Семья – это первый непосредственный объект социальной педагогики и психологии. Все начинается с семьи, и все ею для социальной педагогики и психологии заканчивается. Работая на семью, социальный педагог-психолог работает на общество, свой ...
Навигация сайта