Коммуникативная сторона общения

Страница 1

Коммуникация в широком смысле этого слова обозначает смысловой аспект социального взаимодействия, т.е. процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика человеческого коммуникативного процесса, во-первых, состоит в том что, в этом процессе мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.

Схематично коммуникация может быть изображена как процесс, при котором происходит обмен информацией: в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами определяется тем, что посредствам системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть ничто иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает партнерам возможность понимать друг друга. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся индивидов они должны быть идентичны.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и т.д. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию

(в качестве знаковой системы используют речь) и невербальную коммуникацию

(используют различные не речевые знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно знаками – символами. Знаком

называют такой предмет, который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используется для приобретения информации, знаний, состояний и т.д.

В невербальной коммуникации

вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, передача эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Первым среди названных средств с уверенностью можно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект деятельности и общения с другими людьми.

Межличностное общение также можно назвать гуманистическим. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменяя точку зрения партнера, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Методы релаксации
Методы релаксации: 1) Метод подражания (имитации) 2) Метод смены напряжения и расслабления мышц 3) Дыхание «по кругу» 4) Аутогенная тренировка или метод прогрессивной релаксации Метод подражания: так называемая «поза кучера» – э ...

Характеристика возрастных возможностей
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вм ...

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В данном параграфе мы рассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее: 1. Д ...