Ощущение и восприятие

Другая психология » Процесс восприятия » Ощущение и восприятие

Страница 3

, позволяющих свести ее до образов:

• установление соотношения фигуры и фона;

• завершение образов;

• установление сходства и приблизительности.

В первом случае в общей "картине" информации выделяет­ся то, что является "фигурой", то есть смыслом "картины", ее образом. Соответственно то, что не является "фигурой", превра­щается в "фон". Часто "фигура" выделяется однозначно. Одна­ко бывают ситуации, когда "фон" может быть воспринят как "фигура", а "фигура" рассматриваться "фоном". В этом случае обработанная информация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной ин­формации. Часто данный процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпрета­ции поведения других, а также порождать неверную интерпре­тацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со сто­роны организационного окружения. Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по от­дельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, име­ющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обра­ботки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные груп­пы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации

человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка инфор­мации. Для данного способа характерно систематическое и пос­ледовательное па основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает ин­формацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ па полученные воздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства, предпоч­тения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обраба­тывается по принципам "люблю – не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо -неприемлемо" и т.п. Восприятие является очень сложным, мно­гогранным и быстротекущим процессом. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следу­ют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и за­частую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляю­щие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого чело­века характерна индивидуальность в протекании этих процес­сов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъектив­ным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с челове­ком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные черты восприятия данным человеком дей­ствительности.

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внут­

реннихи внешних

факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних

по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;

•люди по-разному могут воспринимать сигнал, в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое со­стояние (потребности и ожидания) они имеют во время воспри­ятия сигнала.

Внешними

факторами

, влияющими на восприятие челове­ком действительности, являются следующие:

•интенсивность передаваемого сигнала (светлое и гром­кое воспринимается быстрее);

• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринима­ются в большей степени, чем неподвижные);

• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);

• состояние окружения, в котором находится человек (фор­мы, цвета, звуки и т.п.).

Так как восприятие является очень сложным и неоднознач­ным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в час­тности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воз­действия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов вос­приятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Понятие «материнство» и его функции.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному из ...

Специфика психических образований человека
Психические образования — это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой резу ...

Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развивают ...