Особенности конфликтов в классных коллективах

Другая психология » Профилактика конфликтов в классном коллективе » Особенности конфликтов в классных коллективах

Страница 4

Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

· подлость и предательство – 30%;

· подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;

· личная обида – 15%;

· ложь и высокомерие – 12%;

· соперничество между одноклассниками – 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:

· причина агрессии: желание выделится среди сверстников – 12%;

· источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;

· все зависит от взаимоотношений в классе – 9,5%;

· в агрессивности ученика виновата семья – 8%;

· агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями – 4%;

· агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1%;

· агрессивность - плохая черта характера – 1%;

· в классе всегда были агрессивные ученики – 12%;

· в классе нет агрессивных учеников – 34, 5 %.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

· курение – 50%;

· употребление спиртных напитков – 44%;

· грубость, хамство в общении – 31%;

· употребление в речи нецензурных выражений – 26,5%;

· ложь – 15%;

· неуважение учеников друг к другу – 13%;

· распущенность в половой жизни – 10%;

· мелкие кражи – 10%;

· драки – 10%;

· хулиганство – 10%;

· наркомания – 6%;

· издевательства над младшими, слабыми – 6%;

· азартные игры (на деньги) – 3%.

Таким образом,

особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Память
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать повед ...

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социаль ...

Неосознаваемые побудители сознательных действий
Исследования процессов, относящихся к неосознаваемым побудителям сознательных действий, прежде всего, связаны с именем одного из самых известных психологов XX века — Зигмундом Фрейдом, который создал свою теорию бессознательного. [4, 156] ...