Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.
Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала, полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога.
Цели, гипотезы и задачи исследования.
В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:
Сравнить представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и независимых экспертов – продуктивно работающих психологов о качествах, которые определяют уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога.
Гипотеза 1: Представления студентов первого курса,
пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного, профессионального психологического опыта.
Гипотеза 2: Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи, студенты первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, а также студенты пятого курса данного университета.
Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи:
Составить анкету
Опробовать валидность анкеты
Подобрать группы респондентов
Провести исследование
Осуществить сравнительный анализ результатов исследования (абсолютное ранжирование и ранжирование внутри каждой группы)
Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутых гипотез исследования осуществлялись с помощью методов:
анкетирования
метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты
беседы
интервью
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога.
В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:
14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты
38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения
35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.
На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:
Эмоционально-волевая сфера
Коммуникативная сфера
Познавательная сфера
Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,
которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога. Всего было перечислено сорок четыре качества.
Читайте также:
Профессиональные качества следователя
По своему характеру и содержанию профессиональная подготовка следователя должна отражать потребности в профессиональной юридической деятельности. Общество и от его имени государство призваны заботиться о том, чтобы желающие стать следоват ...
Заражение
В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, пр ...
Семейная обусловленность страхов
Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях.
Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формиро ...
Навигация сайта