Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу самостоятельно оценить качество проводимого им интервью.
Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического консультирования у таких авторов как, Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, В.Ю. Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации, кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического консультирования, задачи каждого из этапов психологического консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной философии, с точки зрения определенной концепции.
Многообразие подходов к психологическому консультированию обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.
Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:
Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.
Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.
Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.
Из вышеперечисленных качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности влияет на эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Читайте также:
Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника
Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры играет свою роль. Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию д ...
Понятие о психике и ее биологической основы
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности ...
Эмоциональные процессы и
образования в психике человека
Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттенки, а психические образования (знания, навыки, умения) насыщают его сложным и многогранным содержанием.
В отличие от познавате ...
Навигация сайта