Анализ результатов психологического отбора за последние три года свидетельствует о том, что только более 60% абитуриентов полностью или в основном соответствуют требованиям обучения.
Таким образом, вопросы учета и оценки профессиональной пригодности кандидатов на учебу, в частности на психологические специальности, решаются в рамках профотбора.
В контексте рассматриваемой темы профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность государственных структур, прежде всего - МВД по отбору абитуриентов и кандидатов на службу в ОВД. При организации данного процесса происходит учет позитивных и негативных качеств и свойств личности, оказывающих значимое влияние на качество исполнения обязанностей психологом.
Основные понятия, принципы и технологии профотбора и подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран подробно рассматривались в трудах английских и американских ученых.
Одно из наиболее глубоких исследований среди зарубежных авторов — докторская диссертация английского автора Л. Брауна. В ней анализируются труды английский и американских ученых, посвященных проблеме рекрутирования, отбора и подготовки кадров за последние 25 лет; установлены социально-психологические аспекты подготовки полицейских.
Англо-американские ученые серьезно и плодотворно занимаются изучением проблемы научной обоснованности процедуры психологического отбора на работу в полицию. Важно отметить, что главная направленность таких исследований — анализ содержания работы полицейского разной специализации и создание на этой основе эталонной модели отбора кандидатов, имеющих необходимые профессионально-значимые качества.
Отбор среди будущих сотрудников полиции, в т.ч. и психологов-полицейских, во многих странах происходит по следующим критериям: возраст, физические данные, уровень образования, итоги специальных проверок. Кроме того, подлежат проверке уровень интеллекта и познавательные способности, эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, гибкость в решении сложных вопросов, общительность, соответствие поведения высоким морально-этическим нормам, побуждение к службе и т.д. в основном задачи профотбора на работу в полиции решаются в результате психологического тестирования.
В России проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу и учебу в системе МВД, а также к действующим сотрудникам милиции получила отражение в целом ряде научных работ.
Вместе с тем, в отечественной науке комплексного теоретико-прикладного исследования, посвященного вопросам разработки целостной унифицированной профессиограммы специальности «Практический психолог» до настоящего времени не подготовлено.
По нашему мнению, способности поступающего в вуз на психологический факультет и будущую профессиональную деятельность в качестве психолога ОВД целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности, необходимых для данной профессии.
В области общих требований социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем милиционера-психолога требуется стремление к истине, гуманизм, честность, принципиальность.
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения за поведенческими реакциями людей, любознательность, выявление скрытых психологических особенностей людей.
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли, умение расположить к себе собеседника, вызвать у него доверие к процедуре тестирования, собеседования и т.д.
В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание психологического состояния людей. В организаторской деятельности требуется обращать внимание на разумную настойчивость в получении значимой психологической информации, целеустремленность кандидата, его самоорганизованность и способность организовать психологические мероприятия (психотренинги, психокоррекции) с группами людей и т.д.
В области интеллектуально-творческой деятельности необходимо обращать внимание на развитие памяти, воображения и интуиции, способность анализировать получаемую информацию психологического характера, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность в выявлении психологических особенностей личности.
В основе принятия экспертного решения по итогам профотбора о принятии на учебу в ведомственный вуз или службу в ОВД лежит оценка его профессиональной пригодности в качестве практического психолога.
Психодиагностическое обследование кандидатов на учебу в ведомственные вузы по специальности «Практический психолог» и службу в правоохранительные органы по этой же специальности должно проводиться с помощью подобранной батареи тестов, обеспечивающих решение следующих связанных между собой задач:
Читайте также:
Выводы
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.
Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультур ...
Операционный аспект мышления
Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.
Анализ - это операция мышления, кото ...
Профессиональный кризис
Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать теоретически» [цит. по 9, ...
Навигация сайта