Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Другая психология » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Страница 4

2. Асинхронное развитие:

— дисгармоничное (экстрапунитивный; интрапунитивный и апатический типы) определяется спецификой формирования отдельных уровней базовой аффективной регуляции при сохранности ее общей структуры и иерархии самой системы уровней, а также сдвигом пропорций в развитии всех уровней; клинические диагнозы — психопатии и патохарактерологическое развитие личности в различных их вариантах;

— искаженное (преимущественно эмоционально-аффективное или когнитивное развитие, а также мозаичные типы) характеризуется изменениями в формировании не только системы аффективной регуляции, но и других базовых составляющих (пространственных и пространственно-временных представлений, произвольности психической активности). В совокупности эти изменения искажают пропорции развития когнитивной, мотивационно-волевой и аффективной сфер. Клинические диагнозы — ранний детский аутизм, аутические расстройства, синдром Аспергера и др.

3. Дефицитарное развитие. Оно определяется недостаточностью сенсорных, опорно-двигательных и других систем. В зависимости от времени их повреждения выделяют варианты раннедефицитарного и позднедефицитарного развития. Психологические профили специфичны как для каждого варианта дефицитарного развития, так и внутри этих вариантов, что связано с влиянием опосредующих факторов нарушения.

4. Поврежденное развитие. Оно возникает при органических повреждениях мозга вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, текущих заболеваний мозга в возрасте от трех-четырех лет, когда морфологические структуры мозга уже сформированы:

- локально поврежденный тип развития наблюдается при меньшем объеме общемозговых проявлений, для него характерны «мозаичность» познавательной деятельности и замедление темпа развития; — диффузно поврежденный тип развития характеризуется изменениями операционально-технических характеристик психической деятельности (снижение ее темпа, неравномерность, колебания психического тонуса и работоспособности) и выраженными повреждениями регуляции. В тяжелых случаях происходит распад отдельных, уже сформированных ВПФ в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся, в более легких — снижение темпа формирования ВПФ. Клинический диагноз — приобретенная умственная отсталость органического, эпилептического, шизофренического генеза. Н.Я. и М.М. Семаго объединяют собственно психологический подход с нейропсихологическим, обосновывая это тем, что такие параметры, как квалификация актуального психического состояния ребенка, определение времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития с возрастными нормативами и «идеальной программой развития», требуют обращения к принципам и закономерностям нейропсихологического анализа. В результате определяется интегративный статус развития, позволяющий выбрать адекватные коррекционные программы, соответствующие характеру развития ребенка, в том числе и необходимую последовательность их реализации.

Сами авторы отмечают, что предлагаемая классификация достаточно условна, как и любая другая, описывающая относительно «чистые», «ядерные» варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут по своим проявлениям частично накладываться друг на друга и пересекаться. Кроме того, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий и факторов развития может происходить «смещение» исходного варианта нарушения в сторону иного психологического типа, который будет маскировать истинный, первичный дизонтогенез. Поэтому отнесение ребенка к тому или иному типу — это исключительно динамическая оценка, определяющая внутренний ход его процесса развития, но не ярлык, прикрепленный раз и навсегда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагогической науке
В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста. Изучением данной проблематики занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Бел ...

Общая характеристика восприятия
Восприятие (перцепция) – непосредственная данность человеку (животному) предметов и предметных отношений, воздействующих на органы чувств. С точки зрения показанной Вам ранее логики конструирования определения психического явления можно д ...

Психологическая характеристика массового несанкционированного поведения
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революцион ...