Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Другая психология » Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Агрессия вечна, как энергия или материя. Она принимает самые разные формы и приходит то в виде скрытого намерения, то в виде болезненных фантазий разрушения и насилия. Она затрагивает государства, этносы, поколения. Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.

Проблема агрессии детей весьма актуальна в наши дни. Воспитатели в детских садах, учителя в школе, родители отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, взрослые не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованию взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению к лучшему.

Взрослые не любят агрессию у детей. Подобные дети их раздражают и разговоры о них, как правило, ведутся в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» – такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, детском саду, но и дома.

В жизни довольно часто приходиться встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен так, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно с которыми справиться не может и нуждается в психологической помощи.

В наше время количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велико, и, к сожалению, похоже, в будущем их число не только не уменьшится, но, напротив, оно увеличится. Необходимо, однако, отметить, что объем знаний о психическом развитии детей с различными физическими недостатками на сегодняшний день не слишком велик, а имеющиеся знания о различных недостатках достаточно неравноценны.

Существует огромное количество работ, посвященных изучению особенностей познавательных, эмоциональных и психических процессов у умственно отсталых детей, много работ посвящено изучению особенностей развития слепых и глухих детей. В последнее время достаточно много работ было посвящено изучению детей с задержкой психического развития. Вместе с тем особенности развития психических процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мало исследовались психологами.

Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением, прежде всего, и в наибольшей мере, были охвачены дети с церебральным параличом. А что касается агрессии у детей с нарушениями – именно с нарушением опорно-двигательного аппарата 3 группы (сколиоз, плоскостопия и др.). Вот эта тема не была затронута исследователями. На первый взгляд – обычные дети с нормой интеллекта. Но когда проводится патопсихологическая диагностика, детки довольно заметно отличаются от других ребят. В связи с этим возникает вопрос, не влияет ли нарушение опорно-двигательного аппарата

на развитие агрессивности? Попробуем разобраться в этом.

Существует много определений агрессии, которое каждый исследователь трактует по-разному.

Агрессия – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха). (21)

К. Изард в определении агрессии использует понятие врожденности: «Агрессия, – пишет он, – физический акт, который может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс врожденности, он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его». (10)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан (22), в готовности к агрессии.

Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. (25)

Агрессивность может быть обусловлена психически и физически:

1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев, как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. В обычной жизни редко говорят: «я гневаюсь», чаще можно услышать: «я злюсь». (8)

Читайте также:

Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии.
З. Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной ...

Познавательные процессы
Ощущение - психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, памят ...

Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, вза ...